Из воспоминаний выпускников

Г. Думрауф:

Память о настоящем человеке

          Недавно, перебирая с братом старые школьные тетради, наткнулись на дневники, по которым мы учились в музыкальной школе. Невольно на нас нахлынули воспоминания. Пришли мы учиться в музыкальную школу уже довольно взрослыми – нам было по 12 лет. Брат поступил в класс баяна, а я – на аккордеон. Это было в феврале 1993 года, когда в ДМШ № 20 проводился дополнительный набор. Мы попали в класс Михаила Афанасьевича Матренина – настоящего знатока своего дела. На урок специальности мы всегда ходили вместе, учили одни и те же произведения, их было много, и поэтому на экзаменах мы исполняли разную программу. Обычно вместо положенных двух мы занимались по три, а то и по четыре урока. Не подумайте, что это было мучение, нет, напротив, нам занятия специальностью были в радость. Ведь на уроках мы не только разучивали произведения, но еще и узнавали много нового и интересного о жизни и деятельности известных композиторов, об особенностях исполнения на тех или иных музыкальных инструментах. Чтобы нам было веселее, Михаил Афанасьевич рассказывал анекдот на злобу дня и вместе с нами смеялся. 

          Уроки проходили весело и увлекательно, Михаил Афанасьевич обладал отличным чувством юмора, был остроумен, так тонко подмечал недостатки в игре, да еще умел изобразить их на гармони, что нам становилось смешно и хотелось побыстрее исправиться.

          Очень интересна была у нашего любимого педагога система оценки учеников. За отличное, безукоризненное исполнение мы получали огромную, на половину страницы, пятерку; если же были несущественные помарки, то пятерка уменьшалась и, в конце концов, могла уменьшиться до минимума. Для нас это был сигнал к тому, что мы близки к четверке и надо исправлять положение.

          Подготовка к ответственным выступлениям проходила даже по выходным. Михаил Афанасьевич собирал почти весь класс, рассаживал по разным кабинетам, мы занимались, а он по очереди прослушивал каждого, анализировал, говорил обо всех плюсах и минусах. Он не жалел для нас сил и времени: отпускал нас тогда, когда был уверен, что мы все поняли и обязательно справимся с домашним заданием. 

         После выступлений на экзаменах или концертах никогда не было обсуждений, упреков, высказываний по поводу недостатков в игре. Все было построено на уважении, в такие моменты Михаил Афанасьевич давал нам полную самостоятельность. Не педагог говорил о недостатках, а мы сами должны были анализировать свою игру. Этот опыт помог нам стать более самостоятельными, внимательными, рассудительными.

        Каждый месяц Михаил Афанасьевич проводил родительские собрания с концертами, говорил, что эти выступления – экзамен перед родителями. Вообще, он всегда поддерживал связь с родителями, знал все о жизни каждой семьи, часто ходил на чашечку чая и к нам в гости.

        Даже когда мы уже окончили школу, он заходил к нам по старой памяти, а встретившись, подолгу мог расспрашивать, чем мы сейчас занимаемся, как работа. Для Михаила Афанасьевича мы по-прежнему оставались учениками. Многие из нас пошли по стопам любимого учителя. И теперь на уроках я, преподаватель по классу аккордеона, использую многое из системы преподавания Михаила Афанасьевича Матренина. 

        Мы часто вспоминаем этого потрясающего человека, его тонкий юмор, звонкий смех, жизненные наставления. Его способность примечать недостатки и ненавязчиво, с юмором помогать их исправить достойна восхищения.

Память об этом славном педагоге и просто хорошем и добром человеке останется в наших сердцах навсегда.

 

 

Семья ДУМРАУФ

И. Климко:

Вряд ли среди музыкантов города найдется человек, который не знал бы Михаила Афанасьевича Матренина. С1957 года работает он в детской музыкальной школе № 20, обучая ребят игре на домре, баяне, а в последние годы еще и на гармони. Когда его деятельность только начиналась, не хватало домр, и в учебный процесс включались мандолины. Стоило убрать четвертую струну – и домра готова. Отбоя от желающих учиться не было, и молодой, энергичный музыкант почти сутками пропадал в школе – занимался с домристами, баянистами, без устали репетировал с оркестром русских народных инструментов, ради создания которого остался в Осинниках.

Результаты трудов не пропали даром, и к 1964 году у Михаила Афанасьевича был самый большой выпуск. Из восьми его выпускников двое домристов и два баяниста поступили в музыкальные училища. В их числе был и Анатолий Ушаков, нынешний руководитель оркестра русских народных инструментов учащихся старших классов. Первой большой вершиной стал тот год и для оркестра, отлично выступившего на смотре в Новокузнецке. Вот оно, воплощение мечты, осуществившейся благодаря собственному труду! Председатель областного жюри Ф. И. Фуксон особо отметил тогда этот коллектив, сказав, что он «может стать показательным».

Неутомимый в работе, Михаил Афанасьевич активно участвует и в общественной жизни школы, ревностно хранит ее традиции. К его мнению прислушиваются, его любят, ценят и уважают в коллективе. Разве можно относиться иначе к человеку, обладающему таким запасом энергии, жизнелюбия, оптимизма?! Вдобавок – чувством юмора, неслучайно без него не проходит в школе ни один капустник. Нельзя не отметить и его уважительное, доброжелательное отношение к ученикам, искреннюю заботу о каждом из них.